|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Механико-машиностроительный факультет
Кафедра “Транспортные и
технологические системы” |
Тема: Расчет болтовых соединений
Студент гр.2037/__ _________
______________
Руководитель
________________ В.С.Бурлуцкий
Санкт-Петербург
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3
1. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ............................................................................. 3
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ........................................................................................ 4
3. РАСЧЕТ БОЛТОВ................................................................................................ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 6
Литература................................................................................................................ 6
Целью настоящей работы является расчет болтовых соединений фланца муфты и фланца обечайки барабана механизма подъема грузоподъемного крана. Через рассчитываемые болты передается крутящий момент от редуктора к барабану и посредством его удерживается груз. Болтовое соединение относится к ответственным узлам крана. В случае разрушения болтов возможно падение груза, а следовательно, экономические потери и травмирование людей.
Рассчитываемое
болтовое соединение является частью конструкции барабана механизма подъема
грузоподъемного крана. Узел с обозначением необходимых для расчета размеров
представлен на рис.1.
Рис.1 Схема рассчитываемого узла
В
соответствии с заданием преподавателя при расчете были приняты следующие
исходные данные.
Таблица
Исходные данные для расчета
№ п/п |
Наименование параметра |
Обозна- чение |
Единица измерения |
Величина |
1.
|
Грузоподъемность |
Q |
т |
|
2.
|
Характеристика полиспаста |
a |
– |
|
3.
|
Кратность полиспаста |
m |
– |
|
4.
|
Диаметр барабан по дну канавки |
Dбар |
мм |
|
5.
|
Диаметр каната |
dк |
мм |
|
6.
|
Диаметр расположения болтов |
Dбол |
мм |
|
7.
|
Количество болтов |
zбол |
шт. |
|
8.
|
Характер установки болтов |
с зазором и без зазора |
3.1. Болтовое соединение
с зазором
В случае
установки болтов с зазором момент от фланца к барабану должен передаваться за
счет сил трения между фланцем муфты и фланцем обечайки барабана (рис.2). Для создания необходимой силы
трения фланцы должны быть прижаты друг другу с соответствующим усилием. Усилие
прижатия фланцев обеспечивается затяжкой болтов. Следовательно, болты работают
на растяжение.
Условие
прочности в этом случае будет иметь вид
σбол ≤ [σ] , (1)
где σбол – действующие в болте напряжения;
[σ] – допускаемые напряжения.
Рис.2. Схема болтового соединения с зазором
Действующие
напряжения определяются из выражения
σбол = F/(π dбол2/4) , (2)
где F – усилие, нагружающее один болт;
dбол
– расчетный диаметр болта.
С
учетом коэффициента трения между фланцами μ
усилие F
создает приходящуюся на каждый болт силу трения
между фланцами
Fтр= Fμ . (3)
Суммарный
передаваемый фланцами и обеспечиваемый затяжкой болтов момент определяется из
выражения
Mкр= Fтр Dбол zбол . (4)
С
другой стороны передаваемый рассчитываемым узлом момент можно определить
следующим образом
Mкр= Qg/m(Dбар + dк) . (5)
С
учетом выражений (4) и (5) можно определить силу трения, приходящуюся на один
болт.
Fтр= [Qg/m(Dбар + dк)] / (Dбол zбол) .
С
учетом полученного выражения и выражения (3) действующие в болте напряжения
можно записать так
σбол = 4[Qg/m(Dбар + dк)] / [(Dбол zбол) μ π dбол2)] .
Принимая материал болтов сталь _____________ [1] у которой [σ]=___МПа, можно определить
dбол= ______________________. (6)
Подставляя
в выражение (6) числовые значения параметров, получаем
dбол= ______________________.= 21,2мм.
Из полученного расчета следует
(рис.3), что в соединении необходимо
применять болты с внутренним диаметром резьбы не менее
Рис.3. Схема метрической резьбы
3.2. Болтовое соединение
без зазора
В случае установки болтов без зазора момент от фланца к
барабану должен передаваться за счет контакта между фланцами муфты и обечайки
барабана и цилиндрической частью болтов (рис.4).
Рис.4. Схема метрической резьбы
Для обеспечения прочности болтового соединения в этом случае
необходимо выбрать болты по условиям прочности на срез и на смятие. Условие
прочности на срез будет выглядеть следующим образом
...................................................................................................................
В
результате выполненного расчета болтового соединения фланцев барабана следует,
что в нем должны быть использованы болты с резьбой М___ и более.
1.
Иванов И.И. Детали машин
2.
Петров П.П. Справочник
по деталям машин